АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА
Подробную информацию читатйте на школьном сайте
ПРИКАЗЫ ПО АПРОБАЦИИ МУЗЫКИ
приказы по апробации музыки.pdf
Информация о реализации проекта по апробации программы
учебного предмета «Музыка»
Предмет «Музыка» является частью предметной области «Искусство» и имеет недельную нагрузку в объеме 1 учебного часа с 1 по 7 классы.
В федеральном государственном образовательном стандарте, начального общего образования (ФГОС НОО), введенном в действие с 1 января 2010 года, предмету «Музыка» посвящено несколько строчек, на основании которых учителю нужно разработать собственную учебную программу.
В настоящий момент Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано к использованию 4 учебно-методических комплекса различных авторов, помимо данных комплексов учителями музыки используется еще порядка 5-6 учебно-методических пособий, а также собственные разработки. Объединяет данные учебно-методические материалы одно – программа Критской , на основании которой построены все пособия. Созданная много лет назад великолепным педагогом и музыкантом она эффективно воплощала его педагогические идеи массового обучения детей музыке, в руках его последователей она за десятки лет превратилась в «сухой» теоретический предмет, на котором дети изучают музыку, воспринимая ее через педагогический лекторий.
В результате становится практически недостижимой цель, сформулированная в ФГОС НОО: это сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Преодолевая данную проблему, в июне-июле 2013 года по заданию заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец Министерством культуры Российской Федерации, совместно с Министерством образования Российской Федерации были разработаны требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» (для воспитанников детских садов (3-7 лет) и учащихся общеобразовательной школы (1-7 классы). В разработке примерной программы учебного предмета принимал участие Институт развития образования в сфере культуры и искусства.
Новая программа должна преодолеть узкую теоретическую направленность действующих программ, наполнить уроки музыки музыкой, активной деятельностью детей, связанной с хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах, слушанием музыки, в увлекательной форме изучением основ музыкальной грамоты. Разработка программы прошла под девизом «Верните музыку в школу!».
Новая программа требует и новых подходов в преподавании предмета, преодоления стереотипов, сложившихся в школе, она потребует от учителей музыки перестройки мировоззрения, взгляда на роль и содержание предмета.
Данные материалы были направлены для обсуждения в субъекты Российской Федерации, в обсуждении участвовало свыше 70 субъектов Российской Федерации и, только в трех субъектах данный подход получил отрицательную оценку, в подавляющем большинстве регионов данные требования были одобрены, замечания регионов были учтены при разработке программы учебного предмета.
В ноябре месяце 2013 года силами двух министерств – образования и культуры - был проведен установочный семинар на базе Российской академии музыки имени Гнесиных для учителей музыки и координаторов. Дорожной картой апробации предусмотрено участие свыше 300 общеобразовательных организаций из 16 субъектов Российской Федерации:
Повсеместное введение программы запланировано с 1 сентября 2015 года. В настоящий момент, практически впервые за последние годы организована совместная работа двух министерств по апробации программы с совместным участием представителей двух отраслей образования, участвующих в работе организационной группы, экспертной группы, группы разработчиков.
Министерство образования и науки России совместно с Министерством культуры России реализует проект по апробации программы учебного предмета «Музыка», включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» (далее – программа).
Проект по апробации программы направлен на обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета «Музыка».
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основным принципом формирования нового содержания учебного предмета «Музыка» является приоритетность практической деятельности обучающихся в области музыкального искусства: игра на музыкальных инструментах, в ансамбле, оркестре; хоровое, ансамблевое пение; театрализация (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи.
Программа учебного предмета "Музыка" построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в игре на музыкальных инструментах, восприятии музыки, пении, движении под музыку);
- воспитание у детей культуры коллективного музицирования;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Методические рекомендации определяют механизм апробации программы учебного предмета «Музыка».
Цель апробации — компетентная и дифференцированная оценка и проверка разработанной программы в условиях реальной образовательной деятельности.
В «дорожной карте» отражен план мероприятий по реализации программы с учетом кадровых, научно-методических, материально-технических и информационных условий.
Задачи апробации:
• определение сроков и порядка проведения апробации в субъектах федерации;
• разработка критериев отбора участников эксперимента;
• определение условий проведения апробации (кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические);
• разработка критериев оценки эффективности программы по результатам апробации;
• доработка программы.
Порядок проведения апробации включает этапы апробации (план проведения), инструментарий и инструкцию по ее проведению.
Апробация разработанной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» должна состоять из следующих этапов.
1 этап. Формирование базы данных об условиях и ресурсном обеспечении реализации образовательной программы по учебному предмету «Музыка» не менее чем в 300 образовательных организациях 16 субъектов Российской Федерации, соответствующих разработанным критериям отбора.
Результат: База данных об условиях и ресурсном обеспечении реализации образовательной программы по учебному предмету «Музыка» и степени ее соответствия требованиям стандарта.
Реализация программы предполагает:
- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального).
Кроме основного урока музыки предусматривается проведение двух занятий в рамках дополнительного образования. Это возможно за счет организации кружковой работы, например «Хоровое пение», «Инструментальное музицирование».
Апробация программы учебного предмета «Музыка»
На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2013 г. № 08-1823 «О дорожной карте по апробации образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2013 г. №1244 «Об организации апробации образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка», в Красноармейском районе разработан и утвержден план мероприятий по апробации образовательной программы «Музыка» («дорожная карта»), проведены организационные мероприятия среди «пилотных» школ и обеспечено координирование работы по апробации образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка» в ряде образовательных учреждениях:
В нашей школе в мероприятиях по апробации участвовали учащиеся 2-7х классов в количестве 80 человек. Проводила апробацию учитель музыки Стрелецкая Татьяна Олеговна.
В третьей четверти 2015-2016 учебного года была проведена следующая работа. Учителем музыки изучена документация апробации, проанализированы материально-техническое и информационно-методическое обеспечение апробационного процесса, внесены изменения в рабочую программу учителя для выбранного класса. Совместно с классным руководителем 2-7х классов проведено родительское собрание, на котором состоялась беседа просветительского характера, обмен мнениями, а также возможные пути, способы и формы взаимодействия для реализации проекта, о приобретении музыкальный инструментов (свирели) .
Новая программа требует наличия таких музыкально-шумовых инструментов:
бонги;
бубенцы;
глокеншпиль (колокольчики);
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
металлофон;
ручной барабан;
треугольник;
детские клавишные синтезаторы.
Но к сожалению школа в данный момент не располагает дополнительными средствами на приобретение музыкальных инструментов.
Приобретение данных музыкальных инструментов – основной компонент реализации программы. При апробации были использованы некоторые шумовые инструменты (ложки, палочки, самодельные трещотки и барабаны), а также «оркестр ладошек».
В рамках «пилотного» проекта «Музыка» в течении года проходили открытые уроки.
Цель апробации данной темы: компетентная и дифференцированная оценка и проверка в условиях реального процесса (на практике) разработанной образовательной программы учебного предмета «Музыка» и модулей внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка,
• воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов,
• знакомство с мировой музыкальной культурой путем освоения различных образцов хоровой музыки,
• приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.
Продолжительность занятия – 45 минут
Форма проведения – групповая, театрализация, игры, творческие задания.
Примерная структура урока:
• Постановка проблемы;
• Слушание музыки с применением двигательной импровизации, отражающей жанровые особенности произведений;
• Анализ жанровых особенностей прослушанных произведений;
• Исполнительская деятельность (по теме урока);
• Хоровое пение;
• Обобщение урока.
За 3 года работы успешно прошла апробацию моя образовательная программа внеурочной деятельности «Веселая капель» для обучающихся начальной школы 2-7х классов.
Практика показала, что дети с увлечением посещают творческие занятия. Итогом апробации программы стал новогодние музыкальные спектакли «Летучий корабль – 2014-2015 у.г.» и «Сказка про Емелю – 2015-2016 у.г.».
Начинающие артисты, зрители, учителя, родители обучающихся оставили положительные отзывы о занятиях музыкальным театром и выразили дальнейшее желание заниматься данным видом внеурочной деятельности.
Также, результатом работы, стали выступления детей в краевых, районных , станичных и школьных мероприятиях. Учащиеся выступили на праздниках: Первое сентября, День станицы, День учителя, Осенний бал, Новый год, Рождество, День Победы, День молодежи, Последний звонок и других школьных мероприятиях.
Каждый год школьный хор «Веселая капель» победитель Краевого конкурса школьных хоров «Поющая Кубань» и участник конкурса «Хоровая палитра».
Наши достижения начинаются с года создания хорового коллектива.
Школьный хор «Веселая капель» начал свое существование в ноябре 2013 года.
Участники школьного хора ученики 2-11х классов МБОУ СОШ № 12.
Февраль 2014 г.
Школьный хор «Веселая капель» победитель районного этапа конкурса «Поющая Кубань-2014» в Красноармейском районе.
Май 2014 г. (26-30 мая)
Ассамблея хоров России «ПОЕМ ДЛЯ МИРА-2014» в ВДЦ «Орленок».Школьный хор «Веселая капель» лауреат 3 степени в номинации
«Эстрадный Вокальный Ансамбль»
Апрель 2015 г.
Школьный хор «Веселая капель» победитель районного этапа конкурса «Поющая Кубань-2015» в Красноармейском районе.
Март 2015 г. (18 марта)
Зональный этап конкурса «Поющая Кубань-2015» ст. Динская.
Школьный хор «Веселая капель» победитель зонального этапа конкурса.
Фестиваль-конкурс школьных хоров «Поющая Кубань-2016»
школьный хор «Веселая капель» победитель районного этапа конкурса в Красноармейском районе.
Учителем музыки Стрелецкой Татьяной Олеговной, апробирующим программу, пройдены курсы повышения квалификации
в августе 2015 г.
Соответственно, модуль внеурочной деятельности «Коллективное музицирование (хоровое пение)», введение которого предполагает новая программа также прошел успешную апробацию в МБОУ СОШ № 12.
Работа по апробации образовательной программы «Музыка» только началась, но уже можно сделать некоторые выводы.
Действующие в настоящее время примерные программы по музыке не отвечают тем требованиям к условиям реализации, результатам их освоения, которые предъявляет новый стандарт к школьному музыкальному образованию. Новая программа по музыке - это механизм, обеспечивающий реализацию требований нового стандарта общего образования.
В новой образовательной программе «Музыка» сделан перенос акцента на практическое освоение музыки, что отвечает реалиям современного российского образования. Изменения в содержании программы и использование новых технологий направлено на их приведение в соответствие федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, на которые переходит российская система образования.
Основным принципом формирования нового содержания учебного предмета «Музыка» является приоритетность практической деятельности обучающихся в области музыкального искусства:
• игра на музыкальных инструментах, в ансамбле, оркестре;
• хоровое, ансамблевое пение; театрализация (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
• освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи.
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в игре на музыкальных инструментах, восприятии музыки, пении, движении под музыку); воспитание у детей культуры коллективного музицирования; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
В МБОУ СОШ № 12 накоплен положительный опыт работы по эстетическому воспитанию детей средствами музыкального искусства. Имеются необходимые кадровые ресурсы для апробации программы учебного предмета «Музыка».
Материально-техническое обеспечение по реализации образовательной программы учебного предмета «Музыка» включает в себя печатные пособия, цифровые средства обучения, технические средства обучения, учебно-практическое оборудование. Основная проблема при реализации новой программы – недостаточное количество музыкальных инструментов.