Педагог - психолог
Преимущества дистанционного обучения
Информационная безопасность
Какие источники информации могут и должны использоваться в процессе дистанционного обучения?
При дистанционном обучении широко используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения (сайты дистанционного обучения), и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, словарно-энциклопедические ресурсы, банки данных, базы знаний и т. д.) – в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями детей.
Каковы же интернет-угрозы для ребенка?
Наиболее часто встречаются следующие:
- нежелательное содержание сайтов, не соответствующее возрасту ребенка, пропаганда жестокости, насилия, расовой розни, сектантской идеологии;
- азартные игры;
- вредоносные и нежелательные программы, которые могут повредить компьютер или ухудшить качество его работы, а также нарушить конфиденциальность информации, содержащейся в компьютере;
- мошенники, хакеры (компьютерные взломщики, имеющие целью получение конфиденциальной информации);
- интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности);
- сексуальные домогательства;
- некорректность общения, интернет-хулиганство (оскорбления, грубость).
Что делать?
1. Если загрузить поисковую систему Google (http://www.google.ru) и ввести поисковый запрос «безопасность детей в Интернете», мы получим сотни документов, содержащих полезные рекомендации по этому вопросу. Компания Microsoft создала ресурс «Безопасность дома» (www. microsoft.com/rus/protect/default.mspx#), где содержатся полезные материалы, которые можно использовать для обсуждения вопросов интернетбезопасности с детьми.
2. Что могут сделать родители?
Уберечь детей от неприятностей в Интернете – забота взрослых. Родители должны говорить с детьми об опасностях Сети и всегда быть поблизости, когда дети работают в Интернете. Они могут свести риски Интернета до минимума, если возьмут на себя ответственность за то, как их дети пользуются компьютером. Вот несколько предложений, как это сделать:
Проводите время в Интернете вместе со своими детьми. Ваше присутствие – лучший залог безопасности ребенка.
Научите ребенка не оставлять личную информацию (адрес, телефон, номер или адрес школы, место работы родителей, их рабочий телефон), особенно, в чатах и на досках объявлений: этой информацией могут воспользоваться недобросовестные люди.
Будьте в курсе, какую электронную почту, получает ребенок, по возможности – выясните пароли доступа к почте и иным сервисам общения в сети, которые ребенок использует.
Посоветуйте детям не назначать встреч через Интернет.
Пусть компьютер находится там, где вам удобнее контролировать его использование.
Регулярно проводя время в Интернете вместе с детьми, можно узнать, чем они занимаются и какого рода материалы им интересны. Это позволит развивать и корректировать их интересы.
Установите атмосферу доверия и взаимопонимания и не вините ребенка, если он признался в том, что в процессе использования сети с ним произошли неприятные инциденты.
Обсудите с ребенком разницу между рекламным, образовательным и развлекательным содержанием Интернета.
Убедите ребенка не отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах, а также посоветуйте покинуть сайты, на которых он чувствует себя дискомфортно. Попросите ребенка показывать все полученные сообщения, которые ему непонятны или неприятны.
Разъясните, что не все, что написано в Интернете, может быть правдой.
Объясните ребенку, что участники чатов не всегда те, за кого себя выдают, что люди в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в Интернете.
Приучите ребенка не открывать послания электронной почты, файлы, приложения или ссылки, полученные от незнакомых людей.
Еще раз запомните: контролировать ребенка в Интернете недостаточно. Любые запреты можно попытаться, так или иначе, обойти. Лучше бывать в сети вместе с ребенком. Это прекрасная возможность совершенствовать свои знания и умения и на собственном примере приучить ребенка к ответственности, правильному поведению и отбору подлинных ценностей. Если у родителей и ребенка сложились доверительные отношения, то вполне можно от него самого узнать, какие сайты и почему ему особенно интересны, и тактично пытаться развивать и корректировать эти интересы. Помогайте детям в поиске информации в сети – той, которая поможет справиться с домашними заданиями, будет актуальна в силу увлечений и интересов, стимулирует развитие способностей.