МЫ ЗА РУССКИЕ ТРАДИЦИИ.
«Почему есть желание праздновать Хэллоуин?
Опрос недели: Вы за или против того, чтобы Ваш ребенок наряжался в чертей, ведьм
и вампиров?
Сегодня западный мир отмечает Хеллоуин, а в России не утихают дискуссии — нужно ли приобщаться к этой традиции. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал, что это «не совсем наш праздник», минобразования РТ разослало в школы циркуляр, что официально Хеллоуин не поддерживает. Считаете ли вы Хеллоуин чуждым нашей культуре? Опасны ли игры с образами зла для детской психики? На вопросы отвечают эксперты.
«ЗЛО К НАМ ПРИХОДИТ НЕ В ВИДЕ СМЕРДЯЩЕГО ШАЙТАНА, А В ВИДЕ МИЛЫХ КУКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВ»
— Я не знаю, зачем себя искусственно пугать, ужасов и так полно в нашем мире. Поэтому смысла в проведении Хеллоуина я не вижу. Это не наш праздник, и в какой-то степени его празднование — проявление любви к Западу.
Понятно, что, когда советская власть начала распадаться, после 90-х годов повально хлынула продукция из-за рубежа.
Если жвачка была из Америки, значит, это самая хорошая жвачка, если ручка, значит, она лучшая. И наша молодежь выросла на всех этих американских фильмах.
Но это далеко от нас, это все не наше, и нужно посмотреть на смысл этого праздника, ведь ничего хорошего в нем нет. Я вспоминаю свое детство, и когда нам рассказывали ребята постарше какие-то страшилки о женщине на кладбище или что-то в этом роде, было невесело.
Потом ведь дети плохо спят, им начинают сниться какие-то кошмары, они начинают переживать. Так вот зачем к этому приводить? В этом нет ничего хорошего.
Игумен Евфимий (Моисеев) — первый проректор Казанской духовной семинарии:
— Я считаю, что не нужен этот праздник и отмечать его не надо. Во-первых, не понятно, что мы празднуем. В любом празднике должен быть какой-то смыл. Или мы вспоминаем какие-то события, священные истории или наши отечественные истории, а тут, что мы вспоминаем? Совершенно не понятно.
Во-вторых, он абсолютно не соответствует нашей национальной культурной и духовной традициям.
Потому что, по сути дела, в рамках тех празднований, которые проводятся на Западе, в США главным образом, фактически наблюдаем ситуацию, когда злые темные силы выдаются, наоборот, как такие светлые, поборники добра и так далее.
То есть это полностью смещает акценты в ненужном направлении. И это не только мое личное мнение — церковь всегда осуждала празднование Хеллоуина. Не нужно нам это.
Этот праздник не только опасен, но и губителен для детской психики, и известна масса случаев, когда после подобных «игр» у детей происходят душевные расстройства.
С этим нельзя шутить.
Нельзя играть со смертью, играть в покойников и так далее. И если общество сознательно отказывается от этих табу, оно себя подвергает очень большой духовной опасности, поскольку под угрозу ставятся общественные основы жизни. Поэтому это касается не только религиозных людей, но и всех.
Вообще, если посмотреть официальную легенду этого праздника, это День всех святых, но только по католическому календарю. У нас есть по православному календарю День всех святых, который отмечается через неделю после Троицы.
Пожалуйста, в этот день церковь действительно вспоминает всех святых, известных, неизвестных, всех, кого мы почитаем. Это не альтернатива даже, но такие праздники можно приветствовать.
Алла Головенькина — учитель года России-2014:
— Если честно, я тоже считаю, что это не наш праздник. Это праздник мифический, неких духов, монстров, которые гуляют по Земле. И, скорее всего, он привлекателен для молодежи в том плане, что таким образом можно мистифицироваться, перевоплотиться, примерить на себя другой образ. Однако мне кажется, есть все-таки несколько праздников нашей традиционной культуры, которые важнее, нежели иные праздники, уже упомянутый Хеллоуин .
Можно говорить об этом празднике в рамках урока иностранного языка. В частности, на уроках немецкого языка, мы говорим об этом празднике как о традициях другой страны, о ее культуре. Мы также говорим об образах зла, о каких-то других негативных явлениях, что есть добро и есть зло, есть свет, есть тьма, что до одних стоит дорасти, а до других не стоит опускаться.
Виталий Милонов — депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга:
— Посмотрите, что происходит: безответственные родители, напившись алкоэнергетиков, джин-тоников и пива, гуляют с детьми, которых они наряжают в костюмы чертей.
То есть происходит моральное оправдание, легализация дьявола в нашем мире. О каком различении добра и зла может идти речь, если мы сами приносим зло в наш мир?
Лично я и никто из нормальных людей не захочет одеть ребенка в костюм черного ангела ада. Но, к сожалению, этот праздник подается под соусом якобы веселой шутки. На самом деле, надо понять, что у каждого народа, живущего в нашей стране, есть масса действительно хороших праздников. Поэтому зачем нашу светлую, многонациональную российскую культуру менять на какой-то третьесортный, безвкусный, искусственно ароматизированный шлак запада?
К сожалению, зло к нам приходит не в виде смердящего шайтана, а в таком более приглядном виде. Ведь для того, чтобы принять зло, оно должно быть внешне привлекательным.
С одной стороны оно приходит в виде денег, похоти, разврата.
С другой стороны приходит в виде как бы милых кукольных образов.
Ну что плохого — надеть рожки на ребенка?
Да ты его проклинаешь тем самым! Ну как это, взять и проклянуть своего ребенка?
В нашей стране, люди видят богатейшее разнообразие и гармонию культур, нашу подлинную дружбу народов.
Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:
— Я считаю, что Песков сказал правильно, это праздник не рожден нашей культурой, не является традиционным для России.
Поэтому о какой-то государственной поддержке этого праздника речь идти не может.
От своих детей об этом я тоже ничего не слышал. И мои родители вряд ли занимались чем-то подобным...
Ивар Максутов — председатель московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ, главный редактор издания «ПостНаука»:
В России против этого праздника высказываются, потому что у нас нет нормальной смеховой культуры. Люди не понимают, что такое комическое, в культуре вообще плохо существуют комические формы.
Импортозамещение праздников — самое страшное, что вообще можно придумать. Это опасно, потому что в глобализирующемся мире импортозмещение бесполезно — вы либо можете предложить продукт, который может иметь глобальный вес, будь то идеи, новации или разработки, либо нет.
Хеллоуин в этой ситуации оказывается интересной формой маскарада, который распространяется повсеместно, и даже самые консервативные среды этот праздник перенимают. Потому что это понятный и естественный для человеческой культуры карнавал.
Действительно, в русской культуре были примеры всевозможных маскарадов и карнавалов, но если сейчас их нет, то было бы странно пытаться импортозамещать, это бессмысленно.
Я предлагаю восстановить русские праздники, как маскарад и карнавал, дать детям возможность примерить маски, яркие костюмы, выбрать и сыграть роль любимого героя.
— Хеллоун — языческий праздник кельтов Ирландии и Шотландии. Праздник чуждый нам, его история в России насчитывает не более 20 лет. Хеллоуин — это бизнес. Народу нужен повод для веселья, и развлекательные заведения скопировали западные традиции, потому что это модно для молодежи и приносит прибыль!
Я не думаю, что этот праздник опасный для детей, но другое дело, никто не оденет костюмы Кикиморы, Бабы-яги, Кощея бессмертного, но одеть костюм неулыбающегося, белокожего вампира или симпатичной, броской ведьмы, к сожалению хотят многие.
Обидно! Запад хорошо, а все что свое плохо. Герои Хеллоуин и его персонажи не более, чем сказка. Нужно искать альтернативу и найти всегда можно. Это забытые на Руси праздники: «БАЛ-МАСКАРАД» и «КАРНАВАЛ».
С семьей мы этот праздник не отмечаем.
Этот праздник по своему духу и виду мне неприятен и вызывает внутреннее отторжение. Хотя забавно, что этот праздник, идущий корнями с языческих племен Великобритании.
Зачем вся эта чертовщина с Хеллоуином.
Андрей Большаков — заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:
— То, что праздник чуждый, — это сто процентов, у российских народов он не предусмотрен. Это скорее объект массовой культуры, который занесен в нашу страну. Точно так же, как День святого Валентина — праздника католиков.
Мы можем прожить и без Хеллоуина, другое дело, что есть молодежные фильмы и мультфильмы, которые построены на этом празднике. Они культивируют то, что Хеллоуин является праздником. Пока это не проблема, но может ею стать. Мы запрещаем, а детям больше хочется.
НУЖНО НАЙТИ АЛЬТЕРНАТИВУ, НАПРИМЕР ПРАЗДНИКИ БАЛ-МАСКАРАД ИЛИ КАРНАВАЛ!
«СКОРО И ВОВСЕ НАЧНЕМ ПРАЗДНОВАТЬ 4 ИЮЛЯ — ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ США»
Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»:
— Я не вижу ничего страшного в праздновании Хеллоуина, если это происходит в частном порядке. Если это делается в формате официальных мероприятий школой, это, думаю, не очень правильно. Но опять-таки — какая школа. Если это школа с углубленным изучением английского языка, то Хеллоуин будет погружением в англо-сансонскую культуру.
Думаю, лучше бы у нас думали не о том, как бы у нас не праздновался Хеллоуин, а о том, как бы у них праздновали Ивана Купалу.
Максим Калашников — российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог:
— Само слово «Хеллоуин» я узнал в 1988 году, когда услышал музыкальную группу с одноименным названием Helloween. Тогда я узнал, что его отмечают 31 октября, что это праздник бесовщины и прочее, прочее. Я тогда посмеялся, нужно ли его отмечать.
Я русский, великодержавный националист, я этот праздник никогда не отмечал и отмечать не буду. Потому что если ты отмечаешь праздники своего врага, а я считаю Запал врагом нашей цивилизации. И потом, я считаю, что если мы отмечаем их праздники, мы как бы перекодируемся, мы идем за ними, принимаем их мир.
А я не хочу принимать мир Запада, и вам не советую, не хочу смотреть на окружающую реальность глазами противника. И если русские начинают отмечать их праздники, это равносильно тому, что русский забывает свои родные слова и заменяет на западные. Это фактически сдача своей цивилизации, своей культуры.
Почему русские празднуют День святого Валентина, Хеллоуин, еще много чего? Скоро и вовсе начнут праздновать 4 июля — День независимости США. Так почему это все случается?
Потому что молодежью русская цивилизация воспринимается как проигравшая.
Почему молодежь празднует эти праздники?
Потому что с Запада идет все самое главное для них: новые технологии, новая мода, вкусы.
Подсознательно идет тяга к праздникам той цивилизации, которую они считают
«победительницей». Для того, чтобы бороться с Хеллоуином, морального осуждения мало.
Мы должны думать о западном, как о негативном. США делает деньги на войнах, это страна агрессор. Страны запада во всех фильмах обличают русских. Почти во всех западных фильмах мы русские - террористы, алкоголики, люди без морали, без любви и сострадания.
Вам нравиться, что вас унижают ? Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ОСКОРБЛЯЛИ РУССКИХ!
МЫ РУССКИЕ, МЫ ДОЛЖНЫ ЭТИМ ГОРДИТЬСЯ !!!
С раннего детства мы учим детей, любить природу, любить маму, близких, уважать старость, уважать обычаи многонациональной Родины.
ТАК ЗАЧЕМ НАМ ЧУЖОЕ ?
Александр Дворкин — профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
— Я не совсем понимаю шумиху вокруг Хеллоуина, так как у этого праздника совсем нет никаких традиций в России. Он принадлежит совершенно другому обществу, совершенно другой традиции. И я не понимаю, почему мы должны заимствовать чужие праздники, даже вне зависимости от отношения к его содержанию. Есть много разных стран, и в каждой стране есть свои праздники. Есть австралийские праздники, праздники Республики Того, Зимбабве и так далее, которые важны для них. Для нас же они ровным счетом ничего не значат, и почему мы должны их перенимать?
А какая альтернатива? Почему праздникам одной страны должна иметься альтернатива в других странах? В каждой стране есть свои даты, которые сложились, которые для людей что-то значат. А для жителей других стран они не значат ровно ничего. И я не понимаю, почему все должны повально заимствовать именно американские праздники? Откуда такая необходимость подражать именно американским праздникам? Чем США в этом отношении лучше, скажем, Чили, или Лаоса, или Папуа — Новой Гвинеи? Помимо сказанного, мне кажется, что для детской психики этот конкретный праздник совершенно не полезен. Конечно, можно проводить по тем или иным датам разные детские карнавалы, на которых дети наряжаются в самые разные костюмы. Если же на праздник нужно одеваться только различными зомби, ведьмами, нечистой силой и так далее, то, безусловно, это далеко не лучшим образом может повлиять на психику ребенка.
Полно альтернатив. Прекрасный праздник Масленица — шикарный, замечательный праздник! Да есть даже целые календари, где содержатся все славянские праздники, религиозные праздники, связанные с сельским хозяйством, природой. На масленицу все рядились, колядовали. Наряжайтесь, веселитесь, никто не запретит.
Светлана Чихирева — управляющая детским кафе «Ананас»
— Хеллоуин как праздник я вообще не воспринимаю и праздником его не считаю. Это, скорее, театральное представление, своеобразное шоу типа таких, какие мы обычно устраиваем у себя в кафе для детей. Например, «Фиксики» или еще что-то в этом роде.
То, что игры с образами зла для детской психики опасны, — это однозначно. Игры должны быть обязательно добрыми, с участием только добрых героев. Вообще, детей нужно воспитывать на хорошем и положительном примере, но никак не на зле. Альтернативу Хеллоуину всегда можно найти. Вспомните, какие раньше сказки были у нас добрые, добро в них обязательно побеждало зло. Я сама воспитана на этих сказках и хочу, чтобы и наши дети воспитывались в таком же духе. А если у нас зло будет популярным, к чему это приведет?
Эльмира Ахметшина — ректор Камского института искусств и дизайна:
— Я, в общем-то, к любому празднику отношусь хорошо. Думаю, что популярность Хеллоуина возникла потому, что не хватает, наверное, нашим детям, подросткам какой-то вот такой радостной жизни, приятных моментов, возможности пообщаться вместе, переодеться, посмеяться, повеселиться, костюмированности.
Хотя Хеллоуин, безусловно, чуждый для нас праздник.
Я думаю, причина, по которой он появился, — это то, что у нас показывают много американских и зарубежных фильмов. Ребятки насмотрелись вот этой веселости, которая есть в фильмах, и им захотелось, чтобы она у нас тоже была.
Мы, к сожалению, какие-то свои народные, религиозные праздники не очень хорошо знаем и не очень хорошо популяризируем. В Советское время у нас преобладали политические праздники и события, и кроме Нового года по большому счету костюмированных и интересных праздников и не осталось. L
Сейчас нужно придумать какой-то интересный, уже на современном уровне свой праздник и потихонечку его тоже внедрять, популяризировать, распространять таким же образом. Нужно показать, что он такой же красивый, интересный праздник, но при этом намного ближе нам по своей этнической структуре, по своим национальным традициям, менталитету.
Я сама никогда Хеллоуин не отмечаю. У нас в образовательном учреждении ребята просят этот праздник. Когда он только появился, мы вроде бы и не были против. Когда наши ребята впервые организовали Хеллоуин, они приготовили сюрприз — в санитарной комнате выключили свет. Человек открывает дверь, а перед его глазами висит окровавленная кукла. А еще с воткнутым в нее ножом... Конечно, я не считаю, что это нормально, полезно для психики. Я считаю, что это неправильно, такие образы развивают агрессию в наших детях и переворачивают моральные общественные нормы.
Стрелецкая Татьяна Олеговна.
Вам не хватает костюмированных праздников.
Вам нужен праздник, когда можно одеть карнавальные костюмы, маски.
Мы с Раисой Петровной вспомнили о нашей русской традиции, традиции наших царей, аристократии, праздниках «Бал маскарад» или «Карнавал». Они красивые, безобидные, можно выглядеть прекрасно, загадочно, восхитительно, показать свою оригинальность, быть тем, кем вы хотите.
Зачем вам одевать резиновые, химические, токсичные маски вампиров ?
Девочки, прикройте свое личико красивой маскарадной маской. Будьте загадкой для мальчиков. А наши мальчики-мужчины выберут роли галантных рыцарей, прекрасных героев, секретных агентов, современных принцев, и другие загадочные образы.
Я тоже за альтернативу. Я за праздники «БАЛ-МАСКАРАД» и «КАРНАВАЛ». Например, мы же не хотим обозвать Дедушку-Мороза, Санта-Клаусом на Новогоднем празднике ???
Мы его любим, любим с самого раннего детства! Это наша русская, семейная, школьная традиция. Новогодние сказки все ждут с большим нетерпением. Потому что в ней участвует большое количество детей и почти все дети в театральных костюмах!
Нужно попробовать, полюбить праздник «Бал-Маскарад», «Карнавал».
Или вообще придумать новый праздник.
И не важно, как он будет называться !!!!
Организуйте, создайте, сделайте такой праздник, на котором вам будет весело, классно и модно. Вперед молодежь! Вы создаете традиции школы, только вы все сможете изменить свою школьную жизнь и сделать ее интересной и запоминающейся!
А мы учителя вам в этом поможем! J
Еще о самом празднике Хэллоуин
Хэллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Но где он впервые появился, какова его история и традиции известно не всем.
Давайте проведём небольшую экскурсию в прошлое и научимся правильно отмечать Ночь Всех Святых.
Хэллоуин, один из самых древнейших праздников. Появился более 2 тысяч лет назад, во времена царствования языческих ритуальных жертвоприношений и поклонения всевозможным божествам. Кельтские племена, населявшие тогда земли Англии, Ирландии и Северной Франции, отмечали 31 октября окончание сбора урожая, переход от лета к зиме и наступление нового года. Они верили, что верховным богом, является бог Солнца и в ночь на 1 ноября солнце попадает в плен к Самхэйну – властителю мёртвых и находится там, в течение всей зимы. По преданию кельтов, смерть – это новая, лучшая жизнь, не обременённая проблемами и суетой. В эту ночь открываются ворота разделяющие прошлое и будущее, Два времени становятся настоящим и человек может понять и найти своё место в вечности. Только не всё так просто, ворота хорошо охраняются слугами тёмных сил, и пройти сквозь них довольно болезненно и тяжело. Сегодняшние герои Хэллоуина, это и есть прообразы хранителей ворот.
Во время чествования Самхэйна стиралась граница между живыми и мёртвыми, призраки вступали в мир людей. Дабы не стать жертвой тени, кельты гасили в своих домах очаги, надевали звериные шкуры, и принимали устрашающий вид с целью отпугнуть духов. За дверь выставлялось угощение, для смягчения потусторонних сил. Друиды в эту ночь гадали, предсказывали и приносили в жертву животных. Разжигались костры и после окончания ритуалов, каждый нёс себе в жилище частичку священного огня, для того, чтобы зажженный очаг оберегал и согревал их на протяжении долгой зимы.
С завоеванием римлянами кельтской территории были принесены новые традиции и праздники. Именно в эту ночь с 31 октября на 1 ноября, они почитали Помону – богиню растений. Символом Помоны считалось яблоко, что и дало начало традиции игр с яблоками в праздник Хэллоуина. Цель игра заключается в вылавливании яблок из широкой кадки, наполненной водой, глаза при этом должны быть завязаны. Категорически запрещается использовать руки и пододвигать яблоки к кромке кадки.
Со временем языческие ритуалы вытеснились христианством, но ночь Самхэйна не канула в небытие. Произошло это опять же благодаря совпадению дат кельтского и христианского празднеств. В IX веке Папа Григорий III перенёс День всех святых, отмечаемый 13 мая, на 1 ноября. Раньше, вечер предшествующий Дню всех святых назывался All Hallows Even, со временем название модифицировалось в Halloween.
В X веке церковь провозгласила 2 ноября Днём всех душ. В этот день, вспоминая простых усопших, переодевались в костюмы дьяволов и ангелов, совершали шествия, жгли большие костры. Ночь перед Днём Всех Святых, День Всех Святых и День Душ – нарекли Хэллоумас.
Наибольшую популярность Хэллоуин приобрёл в Америке, завезённый туда первой волной ирландских иммигрантов. Празднества проходили с переодеваниями, распеванием песен и безудержным весельем, зачастую перерастая в акты вандализма, ведь так просто хулиганить, скрывая лицо под маской.
На сегодняшний день от первоначальных традиций, остался обычай устраивать маскарады и показывать фокусы. Взрослые загодя готовят конфеты, печенье и фрукты для откупа от всякой “нечистой силы” в которую с превеликим удовольствием наряжаются детишки. Если не угостить малышей, они могут подшутить и, например, измазать дверь сажей. Но не только ребятня облачается в костюмы, взрослые также с радостью примеряют на себя роли ведьм и вурдалаков, ни сколько не стесняясь.
Всем известный обычай, делать пугающие фонари из тыкв со свечой внутри, имеет под собой весьма интересную легенду. По данному преданию, некий ирландский выпивоха-кузнец по имени Джек, сумел дважды перехитрить самого дьявола. Он уговорил сатану забраться на дерево, а после этого начертил на стволе крест, естественно нечистый никак не мог спуститься. Ирландец взял с него обещание не посягать на свою душу и избавить от попадания в ад и лишь после этого стёр нарисованный крест. После смерти, Джек, будучи довольно скверным человеком, в рай не попал, но и от мучений в аду был избавлен. По этому, его душа, в ожидании судного дня, вынуждена скитаться по свету. Джек освещает свой бесконечный путь тлеющим угольком из адского огня, пряча его от непогоды в полой тыкве. По сей день, в ночь Хэллоуина, люди с замиранием сердца замечают лёгкое мерцание Джека-фонаря.
Американская церковь сатаны официально провозгласила ночь Хэллоуина своим главным праздником. L
В это время совершаются основные чёрные мессы, приносятся клятвы в преданности и служении нечистому. Колдуны и ведьмы в ночь на 1 ноября собираются на один из главнейших шабашей в году.
Традиция чествования Самхэйна и Помоны, прошла через века, пересекла океан и была с удовольствием принята на чужбине.
И ЗАЧЕМ НАМ ВСЕ ЭТО НУЖНО. БРРРРРР………? L