Всероссийский экологический урок
«Сделаем вместе!»
В рамках всероссийской экологической акции «Сделаем вместе!» в МБОУ СОШ №12 проходили серии экологических уроков.
В ходе уроков ребята провели ряд собственных исследований, обсуждали и высказывали свои предположения о том, как они могут помочь родной станице в решении проблемы ликвидации бытового мусора. Для этого классы разделились на несколько рабочих групп, а члены экспертной оценивали качество проведенных ими исследований. За правильные и оригинальные решения и ответы на вопросы группы получали жетоны. Учащиеся школы участвовали в тематической игре «Бытовые отходы», целью которой являлось формирование правильного отношения детей к проблеме засорения окружающей среды отходами человеческой жизнедеятельности.Экологический урок состоял из нескольких этапов.
На первом, под названием «Исследование», ребята вспоминали, какие отходы люди выбрасывают каждый день в мусорное ведро, а затем высказывали идеи о том, какие предметы бытового мусора можно использовать повторно.
На втором этапе - «Очумелые ручки» - каждой группе нужно было изготовить из набора предметов бытового мусора различные вещи и предложить их рекламу.
Третий этап назывался «Экономь воду». В ходе его юные экологи узнали, что на Земле воды много – около 1,4 млрд км3. Однако, в основном это соленая вода морей и океанов, а также льды Арктики и Антарктики. Запасов же пресной воды гораздо меньше - только 1% от мировых. При этом она распределена неравномерно, и часто ее много там, где она не нужна, и не хватает там, где ее потребление высоко. К тому же примерно 98% пресной воды находится в подземных источниках и чаще всего настолько глубоко, что ее невозможно использовать. Поэтому к пресной воде нужно относиться бережно – не только не допускать загрязнения ее источников, но и лучше использовать доступную воду.
Перед группами были поставлены вопросы: «как уменьшить загрязнение воды?», «как и насколько можно сократить ее расход в быту?».
Обсуждая их, учащиеся вносили различные предложения, а эксперты оценивали.
В ходе четвертого этапа - «Аварийная ситуация» - от каждой группы требовалось правильно ответить на вопросы: «что делать с разбившимся градусником?», «можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?», «как поступать с использованной батарейкой?» и т. д., а на пятом - «Листовка» - составить обращение к жителям с призывом уменьшить количество выбрасываемого бытового мусора.
На экологическом уроке ребята убедились, что каждый из них может сделать полезное дело для охраны окружающей среды, а чистая планета это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого!
В свою очередь учащиеся школы на уроке экологии исследовали проблемы ликвидации твердых бытовых отходов и искали пути их решения.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, оберточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и бытовой техникой. С каждым годом количество ТБО в мире неуклонно возрастает: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов.
Какова же дальнейшая судьба мусора? Свалки и захоронения, по мнению учащихся, давно не являются эффективным способом спасения окружающей среды от загрязнения и необходимы другие методы, например «рециклизация» – вторичная переработка отходов. Но для этого необходимо решить проблемы сортировки, стандартизации, переработки и маркетинга конечного продукта, полученного из ТБО.
«Сортировка»: люди привыкли выбрасывать все отходы в один контейнер и ликвидировать их как единое целое. Что бы ликвидировать эту массу мусора ее следует сортировать либо дома, либо уже после сбора.
«Отсутствие стандартов»: сортировка затруднена отсутствием стандартов, так как в составе сходных или даже в одних и тех же продуктов могут быть разные типы бумаги или пластмассы.
«Переработка»: должны существовать фирмы, заинтересованные в получении собранных материалов и переработке их в пользующиеся спросом товары.
«Маркетинг»: необходим потребительский или промышленный рынок для покупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.Ребята предложили пути решения этих проблем:
1. Установка контейнеров с кодовым цветом, либо сортировка его на специальных установках.
2. Применение новых технологий:
а) макулатура превращается в массу, из которой получают бумажную продукцию;
б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;
в) пластмассу переплавляют и изготовляют «синтетическую древесину»;
г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали (получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% (!) электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды);
д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;
е) источник энергии - электростанции на мусоре.Вывод, к которому пришли юные экологи: для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы при участии местного населения.
Уроки экологии очень понравились участникам. Посредством их учащиеся смогли почувствовать себя настоящими гражданами, ответственными за то, что происходит в родном селе, крае и стране, а так же компетентными специалистами в такой важной сфере деятельности, как экология.