ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
1. Концепция
1.1. Ключевая проектная идея
Достижение учащимися новых образовательных результатов — набора ключевых компетенций, обеспечивающих способность действовать в различных проблемных ситуациях на основе использования методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа, через создание адаптивной, многопрофильной, разноуровневой, компетентностно-ориентированной модели школы, предполагающей:
- переориентацию оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетенция» и «компетентность» как единицу измерения образованности человека.
- внедрение и совершенствование методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода;
- создание системы требований и критериев оценки, мотивирующих участников образовательного процесса работать в режиме развития;
- разработку воспитательной программы, предусматривающей создание ситуаций социального взаимодействия для формирования механизмов позитивной социализации учащихся;
- целенаправленную работу с педагогической компетентностью в рамках компетентностного подхода;
- расширение сферы общественного участия в разработке, реализации Программы развития, экспертизе результатов.
Обоснование актуальности
На рубеже столетий человечество переживает ряд глубинных преобразований, связанных с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы синтеза и распространения знания становятся ключевыми, переходом к инновационной экономике - «экономике знаний». Огромная значимость проблемы перехода к инновационной экономике предъявляет повышенные требования к «человеческому капиталу», уровню образования специалистов, которые должны обладать способностью к освоению новых технологий, современных методов управления инновационными процессами на основе методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа.
Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности, которая проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Программа развития МОУ СОШ № 12 направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствовала бы разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности, целью которой должны стать конкурентоспособные выпускники, освоившие и способные осваивать разные виды деятельности на основе методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа и использующие свои способности в любых жизненных ситуациях. В подготовке человека к осмысленному, реальному и деятельному восприятию мира заключается главная миссия образовательного учреждения.
1.2. Приоритетные цели школы, ожидаемые результаты, направления изменений
1.2.1. Приоритетная цель
Стратегическая цель Программы — формирование у учащихся системы ключевых компетенций - определенного набора способов деятельности на основе использования методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа:
Исследовательские и проектные компетенции
Готовность к осуществлению инноваций в дальнейшей жизни, участие в инновационной экономике — экономике знаний, бизнесе и государственном управлении предполагает наличие концептуального видения ситуации, выходящего за рамки текущей рутинной работы. Формирование соответствующих способностей опирается на органическое соединение образовательного и исследовательского процесса. Задача заключается, с одной стороны, в стимулировании педагогов к активному вовлечению в учебный процесс результатов различных исследований (в том числе, собственных разработок), а с другой стороны, в интеграции самих учащихся в исследовательский процесс, прививая им навыки творческого поиска и апробации полученных результатов.
Программа развития предусматривает интеграцию собственных образовательных программ школы с практикой социального взаимодействия с различными социальными партнёрами: организациями, ведомствами, вузами. Чтобы реализовать данную задачу, необходимо внедрить действенные каналы привлечения практиков к процессу преподавания, а учащихся — к практической деятельности социального проектирования.
К формируемым общим компетенциям относятся:
- постоянное отслеживание достижений в различных областях;
- умение формулировать проблемные вопросы;
- владение навыками ведения индивидуальных учебных исследований и проектов;
- умение организовать и участвовать в коллективных учебно-исследовательских проектах;
- умение использовать результаты исследований и проектов в практической деятельности;
- постоянная нацеленность на оптимизацию различных процессов в жизни;
- ориентация на конечный результат (способность его сформулировать и отслеживать его достижение в ходе реализации проекта).
Среди специальных умений выделим следующие:
- умение организовать и реализовать полный проектный цикл, включая подготовку программы учебного исследования (проекта), разработку инструментария, проведение эмпирических исследований, ввод, обработку и анализ данных, написание итогового аналитического отчета;
- умение привлекать внутренние и внешние ресурсы для решения проектной темы;
- умение критически оценить качество и репрезентативность статистических, социологических данных, информации из различных источников;
- умение провести экспертные опросы и мониторинговые исследования, в том числе в режиме он-лайн;
- навыки планирования и организации проведения мониторинговых исследований;
- умение планировать и осуществлять проекты по выбору приоритетов инновационного развития для школы, предприятий и организаций, региона;
- способность к эффективному использованию сетевых форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- Создание учебных и творческих лабораторий. Совместные проекты с российскими и зарубежными партнёрами — организациями, вузами.
- Включение учащихся и педагогов в различные сети в рамках московских, российских и международных проектов.
- Проведение эмпирических исследований в рамках организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
- Приобретение и использование программных пакетов по анализу данных и моделированию процессов в рамках различных учебных предметов.
- Создание школьных журналов, для отражения результатов проектной и учебно-исследовательской работы школьников.
- Проведение школьных конференций и методических семинаров, практикумов, летних школ.
- Закупка и установка оборудования для учебных лабораторий, библиотеки.
Информационные компетенции.
Помимо базовых учебных материалов, педагоги и учащиеся должны иметь свободный доступ к максимально широкому кругу периодических изданий, которые содержат результаты наиболее передовых научных исследований, а также разнообразных баз данных, без освоения которых невозможно обеспечить современный уровень образовательного процесса.
Участники образовательного процесса также должны быть включены в интерактивную среду, позволяющую постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Именно это подготавливает будущих выпускников к эффективной аналитической работе, что потребуется в дальнейшем для обучения в вузе и для работы в реальном секторе экономики знаний. Успешная реализация проектных подходов невозможна без эффективного доступа к информационным потокам и навыков работы с ними.
К формируемым общим умениям относятся:
- умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию из разнородных источников и баз данных; умение работать с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
- умение анализировать и применять разнородную информацию, в том числе, читать графики, диаграммы и таблицы данных;
- способность к эффективному (в том числе, самостоятельному) освоению и использованию постоянно развивающихся информационных и телекоммуникационных технологий;
- постоянная вовлеченность в интерактивную коммуникативную среду;
- способность представлять свои работы в виде медиа-презентаций.
Среди специальных умений выделим следующие:
- умение работать с основными электронными базами и образовательными порталами по основным учебным предметам;
- использование возможностей поисковых систем (поиск информации по ключевым словам в поисковых системах Интернет: Yandex, Rambler, Googlе и др.);
- создание и поддержание персональных Интернет-страниц на школьном портале (сайте);
- навыки участия в Интернет-конференциях;
- навыки работы с различными программами пакета Microsoft: Power Point и др.;
- способность к самостоятельному созданию электронных страниц учебных курсов, ведению Интернет-форумов;
- навыки работы со звуковыми и видеоархивами.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Использование на уроках и для подготовки домашних заданий электронных библиотечных информационных ресурсов различных образовательных порталов в рамках всех основных предметов учебного плана (а не только информатики).
- Создание и использование специализированных учебных и методических ресурсов на школьном портале.
- Формирование и приобретение баз данных для образовательной и проектно-исследовательской деятельности.
- Использование возможностей школьного Информационного Центра для обработки различной информации.
- Обучение педагогов и учащихся использованию библиотечных и портальных баз данных.
- Закупка и освоение средств работы с библиотечной информацией.
- Закупка и внедрение программного обеспечения для школьного портала, для обеспечения проектно-исследовательской деятельности.
- Закупка и установка программного оборудования для школьной библиотеки.
- Закупка и установка компьютерной, мультимедийной техники.
Коммуникативные компетенции
Мы рассматриваем их в рамках трех уровней формирования диалогического опыта:
Первый уровень — диалог личности со своей индивидуальностью («Я-контакт»): накопление знаний о себе, своих возможностях, наклонностях, претензиях, своем потенциале.
Второй уровень — межличностный диалог («Я-Ты-контакт»). Накопление опыта взаимодействия в малых группах, толерантного и эмпатийного восприятия. Согласование прав и обязанностей.
Третий уровень — согласованная деятельность («Мы-контакт»). Обеспечение максимальной согласованности в совместной деятельности в рамках проектирования диалогической среды школы.
Общие коммуникативные умения
- умение выслушать и принять во внимание взгляды других людей:
- дискутировать и защищать свою точку зрения;
- выступать публично;
- литературно выражать свои мысли;
- знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
Организаторская деятельность и сотрудничество
- организовывать личную работу;
- принимать решения;
- нести ответственность;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтами;
- вести переговоры, сотрудничать и работать в команде;
- вступать в проект;
- организовывать проект;
- управлять командой проекта,
- навыки выполнения проектов в рамках виртуально организованных групп (в том числе международных коллективов);
- умение работать в междисциплинарных командах.
Социально-личностные компетенции
- критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества;
- соединять полученные знания с управленческими навыками,
- комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции;
- осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций;
- понимать произведения искусства и литературы;
- вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственную позицию.
Социально-трудовые компетенции
- владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенции личностного самосовершенствования
- способность самообразования;
- общеучебные умения;
- эмоциональная саморегуляция;
- мотивация к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, самореализация, самоактуализация.
Компетенции педагога, способного работать с новыми образовательными результатами учащихся
(работать в «школе личностно-развивающего диалога»)
Отказ от традиционной урочно-лекционной, фронтальной формы с прослушиванием заранее подготовленного материала и организацией занятий для повторения пройденного материала приводит к необходимости выработки и внедрения новых форм организации и проведения учебного процесса. Для организации такой работы нужен новый профессионализм педагога — профессионализм носителя диалогической культуры, обладающего высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки:
- мотивирован к личностному развитию ребенка и самого себя;
- включён в разработку и реализацию политики и стратегии школы;
- принимает множественность субъективных реальностей (точек зрения, ценностей, смыслов), готов к восприятию нового;
- заинтересован в развитии школы и умеет работать «в команде» учителей;
- мотивирован и подготовлен к использованию групповых, командных форм работы для организации взаимодействия детей;
- умеет слушать ребенка и адекватно его воспринимать: работает с версиями и пониманием учащихся, относится к ошибке ученика как к «точке его роста», не ограничивает личностную свободу ребенка;
- организует условия для саморазвития личности ученика;
- готов к пересмотру своих ценностей и смыслов;
- владеет педагогической рефлексией и анализом;
- мотивирован к постоянному совершенствованию своего мастерства;
- владеет современными педагогическими технологиями, направленными на работу с субъектностью ученика в рамках компетентностного, деятельностного подхода: его пониманием, мышлением, деятельностью;
- диалогическая деятельность педагога направлена на создание такой среды, которая способствует установлению диалогических отношений между участниками образовательного процесса и накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем (установление договоренностей, согласование свобод, соотнесение ценностей);
- владеет современными информационными технологиями;
- применяет на уроках и во внеурочной деятельности информационные технологии, в том числе включает в работу ресурсы федеральных и московских образовательных порталов (знает эти порталы, включает их в работу на уроке по своему предмету).
Работа с педагогической компетентностью выводит на ряд задач:
- Разработка программы повышения квалификации педагогов школы для обучения современным методикам преподавания. Организация курсов повышения квалификации по освоению технологий, адекватных целям Программы развития.
- Разработка совместно критериев анализа и экспертизы деятельности педагогов по реализации целей Программы развития, оценки обучающей деятельности учителя на уроке.
- Организация внутришкольного постоянно действующего семинара по освоению технологий на основе компетентностного подхода, анализа педагогической деятельности на основе критериев.
- Подготовка адаптационных учебных курсов для поддержки смены направления обучения.
- Разработка инновационных методик, развивающих навыки проектной работы учащихся.
- Освоение компьютерной техники и технологий.
- Создание и использование педагогами Интернет-программ и электронных учебных пособий, ресурсов федеральных, московских образовательных информационных порталов.
- Развитие системы внешней (профессиональной и общественной) экспертизы качества образования.
- Закупка научной и учебно-методической литературы для библиотеки.
- Издание и распространение учебных пособий и материалов, статей, статистических брошюр, результатов социологических исследований, публичного отчёта о деятельности школы.
- Закупка и освоение системного и прикладного программного обеспечения.
1.2.2. Стратегические направления
Для получения новых образовательных результатов необходимо решение ряда задач по изменению действующей системы по следующим направлениям:
Направления |
Задачи |
1. Достижение нового качества образовательных результатов — системы компетенций учащихся школы в соответствии с государственными образовательными стандартами и целями Программы развития |
1.1. Ввести в содержание предметного образования и воспитательных программ компетентностной составляющей при сохранении их фундаментальности, интегрированности, развивающей направленности и здоровьесбережения |
2. Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода |
2.1. Создать условия для достижения членами педагогического коллектива необходимой профессиональной компетентности для эффективного внедрения в практику современных технологий, способствующих достижению запланированных образовательных результатов: |
3. Изменение системы оценки качества образования через дополнение методов, процедур и содержания экспертизы, оценки и мониторинга |
3.1. Создать систему требований и критериев оценки, мотивирующих участников образовательного процесса работать в режиме развития. |
4. Создание новой модели качества условий образовательного процесса в рамках компетентностного подхода. Внесение изменений в организацию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования для создания ситуаций социального взаимодействия как механизма позитивной социализации учащихся. |
4.1. Установить приоритет технологий деятельностного (компетентностного) подхода в образовательном процессе на основе работы с мотивацией, самостоятельностью и ответственностью ученика за свои успехи и неудачи, за свой выбор, активной роли в процессе обучения (поиск совместного решения проблемы и построение новых знаний).
|
5. Изменение системы управления в соответствии с заявленной целью |
5.1. Создать условия для развития демократизации и децентрализации процессов управления на основе гармоничного сочетания управления и самоуправления. |
1.2.3. Ожидаемые результаты
- Достижение обучающимися образовательных результатов, соответствующих современным федеральным государственным стандартам и целям Программы.
- Создание новой модели образовательной среды компетентностно — ориентированной школы.
- Достижение педагогическим коллективом профессиональной компетентности в использовании современных педагогических технологий, адекватных целям Программы развития.
- Новая структура управляющей системы школы в условиях усиления общественной составляющей, обеспечивающая инновационный режим работы.
- Сложившиеся условия эффективной системы управления инновационными процессами: высокая заинтересованность и повседневная поддержка работ руководством гимназии, мотивация персонала; соответствующая подготовка и дисциплина «команды специалистов» на всех уровнях системы управления; нормативно-методическое, в том числе экономическое, правовое и организационное обеспечение системы управления инновационной деятельностью; вовлечённость в разработку и реализацию стратегии развития (Программы развития) педагогического персонала, родительской и ученической общественности.
- Создание системы мониторинга образовательных результатов на компетентностной основе, включающей в себя как внутренний контроль, так и внешнюю экспертизу.ПР